История витражей из глубины веков до наших дней

Удивительное творение рук человеческих, от которого невозможно оторвать взгляд… игра красок в бликах света… таинственные, манящие, поражающие, фантастически красивые, будоражащие воображение. Конечно же, это витражи – композиции из стекла, выполненные в виде орнаментов или сюжетов. Название витраж (Vitraje) пришло к нам из Франции, где, в свою очередь, было позаимствовано из латыни (Vitrum – стекло).

Первые витражи

История возникновения витражей покрыта многовековой тайной. Где они появились впервые, не знает никто, об этом можно только догадываться. Предположительно, первыми непрозрачное стекло стали изготавливать египтяне. Думается, что появление витражей – это просто вынужденная случайность, предпосылкой к которой было неумение египтян лить стекло больших размеров, и им приходилось буквально складывать окна из стеклянных кусочков.

Немного позже египетский секрет производства стекла разгадали и усовершенствовали ученые Византии, и окна храмов Константинополя украсились великолепными разноцветными картинами. В то время качество стекла было невысоким – оно не отличалось особой прозрачностью, получалось неровным и неравномерно окрашенным, в нем застывали пузырьки воздуха, но именно это придает старинным витражам особую прелесть. Наверное, не будет ошибкой утверждать, что настоящее витражное искусство было создано одновременно с зарождением христианства.

Наибольшее распространение, как утверждают историки и искусствоведы, витражи получили с IV по Х век. Английские церкви этого периода украшали окна из прозрачного неокрашенного стекла, собранные в виде орнамента из небольших кусочков. Игра света, созданная многократно преломленными солнечными лучами, производила незабываемое впечатление. В английском монастыре Св. Павла, построенном в VII веке, хорошо сохранился витраж с изображением Иисуса.

Церковные витражи

Примерно с Х века витражи стали неотъемлемой частью готических соборов. Особенности готической архитектуры позволяли создавать целые оконные картины высотой до 12 м, а для изображений выбирались библейские сюжеты. Церковные витражи часто выполнялись в трио-ансамбле, высокие и узкие (стрельчатые) окна символизировали Святую Троицу.

Круглые окна, расположенные в центральной части собора

Не менее часто украшениями служили и круглые окна, расположенные в центральной части собора, которые назывались «Роза». Сюжеты, навеянные историей и Библией, позволяли старинным мастерам полностью раскрыть свой талант и проявить фантазию.

Витраж на потолке

Примерно в XV веке зодчие начали украшать витражами не только окна, но и потолки. В это же время началось развитие производства стекла. Его стали делать значительно прозрачнее, ровнее и более крупным по размеру.

В Средневековье витражи получили широкое распространение, а в период Возрождения витражное искусство достигло своего апогея. Затем вошедшая в моду фресковая живопись стала постепенно вытеснять витражные украшения, что задержало развитие этого искусства на несколько веков.

Так исторически сложилось, что последующие стили, сменяющие друг друга – барокко, ампир, классицизм не проявили должного интереса к витражам, считая их «диким готическим капризом», и витражи оставались только в старинных церквях и соборах. Со временем хрупкая и эфемерная красота начала гибнуть, и уже в XIX веке назрела серьезная проблема их реставрации, которая усугубилась последующими мировыми войнами.

Только в послевоенные годы это искусство снова расцветает – полностью восстанавливаются и частично реставрируются старинные витражи, создаются новые, более современные.

Витражное искусство в России

По словам историков, развитие витражного искусства на Руси было достаточно своеобразным. Оконное стекло здесь начали использовать с Х века, в доказательство этого факта ученые приводят находки из раскопок Десятинной церкви. Летописи описывают замечательные цветные витражи в церкви Иоанна Златоуста в Холме, построенной в XIII веке. Занимался витражным искусством и великий русский художник Андрей Рублев. Его замечательное творение – сохранившийся с XV века «Всадник» можно увидеть и сегодня в Третьяковской Галерее.

Но все это были единичные работы, и, в основном, витражи стали появляться у нас значительно позднее, навеянные европейской модой. В XIX веке господствующая в архитектуре эклектика обусловила украшение витражами построенных ранее зданий, таких как, Оружейная палата, Академия художеств в Москве.

Стиль как отражение эпохи

Для каждой исторической эпохи характерен свой стиль. Почти все великие правители пытались увековечить себя и прославиться в веках, одни – великими свершениями, другие – грандиозными архитектурными сооружениями и удивительными новшествами в их оформлении.

В ХХ веке в России понятия стиля, как такового, практически не стало. Наиболее ярко проявившая себя в начале века эклектика сменилась хаосом под непонятными нерусскому человеку названиями – сталинка, хрущевка, коммуналка, малосемейка.

Витражи в старых домах

В наши дни ситуация значительно улучшается. Огромное количество недавно появившихся дизайнерских студий и компаний, предлагающих создать неповторимый, продуманный и гармоничный интерьер, работают, не покладая рук. Но, тем не менее, определенный стиль, характеризующий наше время, так и не выработан, а дизайнеры в своей работе руководствуются желаниями заказчиков, опытом предыдущих эпох и своим собственным вкусом. Поэтому не редкость такое явление, как смешение стилей или переход одного в другой, например, из классического – в модерн. Такое взаимопроникновение стилей открывает невероятные возможности для дизайнерских экспериментов, и это – несомненный плюс нашего времени.

Витражи

Современные мебельные витражи

Хотя историческая судьба этого искусства и была достаточно беспощадной, оно не потеряло своей значимости. Сегодня из витражей составляются панно, ими украшаются окна, двери и, конечно же, мебель. Ими оформляются комоды, шкафы, кухонные, спальные и библиотечные гарнитуры.

Современные мебельные витражи

Современное искусство витражей насчитывает десятки технологий:

  • тиффани;
  • фьюзинг;
  • пескоструйная;
  • пленочная;
  • заливная;
  • муранское стекло;
  • ДипАрт;
  • SGO

и многие другие.

Вставка в оправе мебели

Повышенное внимание населения к «чистым» материалам в интерьере помещений превращает витраж в самоценное произведение искусства, в драгоценную вставку в оправе мебели.

Витраж в двери

Мебельные витражи в интерьерах

Дитя готики – витраж сегодня присутствует практически во всех основных стилевых направлениях – от классики до хай-тек. Благодаря разнообразию цветовых решений и использованию различных форм дизайнерам удается добиться основного требования к оформлению интерьера – гармонии.

Классика

Нестареющий стиль, сегодня предпочитаемый многими, это – классика. Она тяготеет к теплым пастельным и темным тонам, симметрично повторяющимся рисункам, отделке позолотой. Витражи в мебельных фасадах подчеркивают элитарность и респектабельность мебели. Классический стиль, ненавязчиво подчеркнутый геометрической формой рисунка, создает в помещении теплоту и гармонию.

Хай-тек

Постепенно и незаметно элементы индустриальной эстетики перебрались в жилые помещения, получив там дальнейшее развитие. Такая смесь высоких технологий с конструктивизмом получила название хай-тек. Разумеется, в этот стиль не впишется любой витраж, поскольку хай-тек не признает вычурности, излишеств и полутонов. В нем, в отличие от других, акцент делается на сочетании света и пространства. Элегантная простота и ясность выраженной идеи может быть подчеркнута рельефным рисунком с подсветкой. Его легкая, глянцевая стеклянная поверхность только усиливает ощущение стерильности, свойственное стилю хай-тек.

Кантри

Кантри – это отражение романтических и ностальгических взглядов, такой стиль предпочитают люди с уравновешенным характером, ведущие спокойный образ жизни. В витражах кантри как в зеркале отображаются именно эти настроения. Использование матового стекла и небольших цветных вставок правильной геометрической формы позволяет почувствовать глубину времени и естественную простоту обстановки.

Модерн

Один из самых простых для взгляда и самых сложных в выполнении – стиль модерн. Он строится по принципу «изнутри – наружу», форма и объем вытекают из планировочной структуры пространства. Стиль модерн складывается из прямоугольных форм мебели, на которые наложена печать эстетики – благородная древесина, изящная фурнитура. В этот стиль витражи вписываются, как в никакой другой. Ненавязчивые линии рисунка, матовая отделка, неяркие цвета, стилизованные изображения цветов и листьев – именно такие украшения признает один из самых привлекательных для нас стилей – модерн.

Витражные технологии

Сегодня известно более десятка различных технологий выполнения витража. Мы расскажем вам о некоторых из них.

Пленочная технология

Пленочный витраж

Пленочный витраж не выполняется из отдельных стекол, сложенных в виде мозаики, он состоит из цельного стекла, на которое накладывается декоративная металлическая лента, а поверх стекла наклеивается цветная пленка. Это своего рода аппликация. Сначала выполняется эскиз витража, затем по нему готовится шаблон, по которому на стекле лентой выкладывается металлический контур рисунка. Далее внутри контура наклеиваются цветные и фактурные пленки, укладываются хрустальные элементы. Затем контур из ленты наносится с тыльной стороны. Преимущества технологии в том, что стекло приобретает повышенную прочность, благодаря наклеенной на него пленке, получается такой своеобразный «дуплекс». Этим методом изготавливаются многие витражи большой площади, а также потолочные. Пленочная технология – одна из самых простых в выполнении. Таким образом несложный витраж можно попытаться выполнить самостоятельно. В работе используется специальная пленка Rega Led и Decra Led, а также самоклеящаяся оловянная лента.

Технология Тиффани

Технология Тиффани

Этот метод изготовления витражей получил имя своего изобретателя – Луиса Тиффани, жившего в Америке в XIX веке. По подготовленному заранее шаблону вырезаются разноцветные стекла нужной формы. Края этих стекол оклеиваются медной фольгой, после чего окантовка припаивается в нескольких мест. Этот метод замечателен тем, что его использование позволяет создавать объемные витражи, ведь паять фольгу можно под любым углом.

Витраж Тиффани возможно выполнить и самостоятельно, вооружившись стеклорезом, паяльником и собственным воображением.

Технология фьюзинг

Технология фьюзинг

Говоря русским языком, технология основана на спекании отдельных кусочков цветного стекла. Детали рисунка по подготовленному шаблону вырезают из цветного стекла, выкладывают из них рисунок, а затем помещают в печь. При температуре 850 градусов отдельные кусочки спекаются в единое целое. Технология позволяет создавать на стекле рельефные картины, которые могут быть четко очерченными или расплывчатыми. Фьюзинг – сложная технология, выполнение которой требует специальных знаний и оборудования.

Пескоструйная технология

Пескоструйная технология

Пескоструйным методом выполняется, в основном, матирование стекла и зеркал. Для работы необходима специальная пескоструйная установка, работающая на сжатом воздухе. Мельчайшие кварцевые песчинки, попадающие на стекло под давлением, деформируют его поверхность, оставляя на ней почти белые микроскопические углубления. Результат такого приема – матовая, почти завуалированная поверхность. Имея пескоструйную установку, выполнить такой витраж совсем не сложно. Под стекло подкладывается желаемый рисунок, а поверх стекла наклеивается прозрачный скотч, который обрезается по рисунку. Затем направленной струей песка матируется основная поверхность стекла, рисунок, заклеенный скотчем, остается прозрачным. Для этой технологии существует множество вариаций, все зависит только от вашего воображения.

Заливные витражи

Заливные витражи

Заливной витраж по виду похож на пленочный, но выполняется он не наклеиванием цветной пленки, а нанесением специальной краски на очерченный контур. Раскрашенное стекло подвергается термической обработке в специальной печи. Заливной витраж часто используется в отделке мебели.